Одним из первых примеров такого рода изображений являются страницы византийского манускрипта «Венский Диоскорид».
Это иллюминированная рукопись, созданная по сочинениям древнеримского врача и натуралиста Педания Диоскорида. «Венский Диоскорид» содержит более 400 иллюстраций, демонстрирующих богатство животного и растительного мира. Ботанические иллюстрации этого манускрипта отличаются поразительной для того времени (рукопись относят к VI веку) точностью и реалистичностью. Изображения ежевики, полыни и конопли являются самыми яркими работами этой книги. Кроме иллюстраций на страницах Диосокрида всегда можно было найти информацию о происхождении того или иного растения, а также о его фармакологических свойствах.
Швейцарец Конрад Геснер, работавший в 16 веке в Цюрихе, по праву считается одним из основоположников ботаники. Помимо тщательного изучения и работой над классификацией растений, Геснер делал удивительно точные для ученого иллюстрации, демонстрирующие как само растение, так и его части, начиная от корневища и заканчивая формой семян.
В XVIII веке типографское дело претерпело качественные изменения и ботаническая иллюстрация стала выходить на новый уровень. Несмотря на то, что создание такого рода работ было очень трудоемким процессом и стоило больших для того времени денег (выполненный в технике гравюры на металле лист вручную раскрашивался акварелью), издание таких книг было делом государственной важности. Буквально за полтора столетия в свет выходят лучшие произведения этого жанра, являющиеся настоящими образцами в мире ботанической иллюстрации. Среди них- Illustrationes Florae Novae Hollandiae, Flora Danica, Köhler's Medizinal-Pflanzen.
К ярчайшим представителям ботанической иллюстрации можно отнести Марию Сибиллу Мериан, Якоба Штурма и Пьер-Жозефа Редуте.
Автор: Таня Быковская, искусствовед
instagram: parispumpkin
email: hailinn@rambler.ru