Росписи-обманки. Камера Дельи Спози в Мантуе.

В искусстве итальянского Ренессанса мотив тромплёя появляется очень часто - либо в настенных росписях, имитирующих каменную инкрустацию, мраморные статуи или окна, либо, что бывало гораздо реже, в самих  картинах. 

Сегодня я хочу рассказать про, пожалуй, самую удивительную фреску-обманку. Речь пойдет о создании окулюса (прим. ред. - так называемого ложного окна) на плоском потолке кисти Андреа Мантеньи в камере Дельи Спози (Брачная комната, брачный чертог) или Камере Пикта (расписанная комната), как ее стали называть благодаря фрескам итальянского гения.

Эта полностью расписанная фресками комната, размер которой 8*8 метров, буквально наполнена обманками. Во-первых, за счет живописи это небольшое пространство удалось зрительно расширить. Кроме того, вся живописная программа, демонстрирующая нам сцены из жизни маркизов Гонзаго (мой любимый эпизод - детишки Джанфранческо и Сиджизмондо Гонзаго: эти трогательные ребята одеты по моде того времени в очаровательные плащики и лосины, младший очаровательно держит свою маму за руку), разделена на 12 частей, каждая из которых фланкируется 2 легкими и тонкими нарисованными! колоннами, которые опираются на нарисованный! мраморный цоколь.

image

На колоннах Мантенья изобразил железные стержни, на которые мысленно можно повесить тяжелый бархатный занавес, чтобы усилить театральность сцен.

image

Окулюс является смысловым центром композиции- благодаря живописным эффектам, кажется, что комната завершается большим куполом, хотя на самом деле ее высота не превышает 7 метров.

image

Находясь под плафоном, из отверстия которого на вас льется солнечный свет и виднеется голубое небо, вы можете наблюдать многочисленных персонажей, которые, в свою очередь, наблюдают за вами. Это и пухлые дети, которые умудрились уместиться на узкий декоративный поясок, обрамляющий арку, - сразу возникает мотив неустойчивости, кажется что вот-вот аппетитные малыши упадут прямо на вас.

image

От неминуемого падения кадки с апельсиновым деревом (символ плодородия) вас спасает сам Андреа Мантенья, который в самый последний момент подрисовывает деревянную балку, которая и удерживает ее. Кроме того, за жизнью хозяев наблюдают чернокожая рабыня в пестрой чалме, матрона, несколько служанок, одна из которых предстает перед нами с распущенными волосами, как символ на ступающего утра. 

Вот так живописцы итальянского Ренессанса, подобно волшебнику, вынимающему кролика из шляпы, могли творить чудеса при помощи кисти, красок, удивительного таланта и бесконечной фантазии.

Автор: Таня Быковская, искусствовед
instagram: parispumpkin 
email: hailinn@rambler.ru