Прежде чем углубиться в представления скандинавских иллюстраторов – сегодняшних дней и минувших лет, выходящих из разных школ и утверждающих вариативные тенденции, работающих самостоятельно или под эгидой агентств – верно, пожалуй, будет отпустить небольшую георгафическую ремарку, поясняющую все упомянутые ниже страны.
Традиционно под Скандинавией понимают следующий союз: Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. Тем не менее, уместным кажется присоединение к последующему рассказу и соседствующей Финляндии – официально не входящей в скандинавский состав, но логически дополняющей этот нордический квартет. Первая тому причина - очевидная щедрость маленькой Суоми на художественные таланты, которые грешно обходить стороной; вторая – непреложное влияние и культурная схожесть между финнами и всеми странами-соседями, расположенными к северу от них.
Безусловно, говоря об иллюстрации в каждой отдельно взятой северной стране, вполне можно выделить отличительные локальные черты, будь то современный шведский тренд на феминистскую тематику или характерный финский наивный минимализм, доведенный чуть ли не до абсурда. Однако не смотря на специфику каждой конкретной нации и ее уникальные представления о визуальной красоте, кажется, что северный художественный альянс всегда был и будет держаться характерным особняком, то и дело представляющим нового автора, чьи работы вне зависимости от их контекста пахнут хвойным лесом, крепко заваренным кофе и становятся идеальным оформлением песен Sigur Rós.
Прослеживая становление северной художественной школы и выделение из нее самостоятельного жанра иллюстрации, начать можно с имени Carl’а Olof’а Larsson’а (1853-1919), который по праву считается ключевым шведским художником прошлого, оказавшим непреложное влияние на многочисленных последователей, находящихся в самых разных нордических уголках.
Заслуги Ларссон, в первую очередь, относят к формированию узнаваемого ‘шведского стиля', который впоследствии будет считываться не только с артефактов живописи, но и с негласных канонов скандинавского дизайна, оформления интерьеров и даже с банального шведского каталога IKEA.
Ларссон, 'художник благополучного мира', всегда рисовавший с натуры его идиллистической семьи и типичного миловидного шведского жилища, ныне представляет, по сути, зачинателя моды на утопические и добросердные изображения, которые сегодня так легко и умело тиражируются по всей Швеции, пропогандирующей комфортную, функциональную жизнь в загородном домике оттенка falu rödfärg.
И хотя имя Ларссона скорее упоминается не в перечне иллюстраторов, но истых живописцев, его художественный авторитет и обаяние являются настолько очевидными в контексте всей последующей визуальной культуры севера, что обойти их стороной было бы неверно.
С конца XIX века скандинавская иллюстрация оформляется в самодостаточный жанр благодаря ее тесному переплетению с литературной средой – а именно с оформлением популярных исландских саг, шведских, датских и норвежских сказаний о троллях, финских сочинений Захариуса Топелиуса. Таким образом, большинство известных и до сих пор лелеемых нордических иллюстраторов минувших столетий традиционно прославлялись за счет работ, украшавших книжные издания и преимущественно ориентированные на самых юных читателей.
В «золотой век иллюстрации», пришедшийся уже на начало XX века, большой изветности достиг датский художник Kay Nielsen (1886-1957), чуткий знаток детского сердца и таинства изображения волшебных персонажей, в свое время даже удостоившийся сотрудничества с легендарным Disney. Лучший оформитель сказок Андерсена наравне разве что с Эдмундом Дюлаком, Ниельсен умел изобразить ночь в том оттенке синего, который максимально соответсвует реальному полуночному небу за окном, нарисовать дерево созвучно шуму взаправдашней листвы и одеть волшебную красавицу в юбочку из сотни слоев.
Подобным образом в сфере детской литературной печати стал также широко известен и поныне воспеваемый шведами John Bauer (1882—1918), в течение нескольких лет работавший над ежегодным рождественским альманахом Bland tomtar och troll (швед. «Среди эльфов и троллей»), который покупался не столько ради прочтения свежесочиненных сказок, сколько ради зачарованного изучения таинственных, скурпулезных иллюстраций Бауэра.
Шведы искренне считают, что именно данному художнику удалось запечатлеть тех самых скандинавских троллей в истинном обличии и передать чувство темного, глубокого леса, в который Бауэр смело отправлялся с пленочной фотокамерой и блокнотом для скетчей наперевес.
В результате основными его сюжетами становилась вся прелесть таинственной чащи: от моховых кочек до светловолосой принцессы Тувстарр, мерцающей волшебным огоньком на краю болотца.
У финно-шведской писательницы Туве Янссон (известной в первую очередь благодаря созданию образа муми-тролля – как книжного, так и визуального) в автобиографической повести «Дочь скульптора» встречается замечательная цитата о том, что после печальной смерти художника, утонувшего при путешествии на пароме, никто из известной ей артистической среды не отважился и не умел передать на холсте северный лес так же чутко: «В правильно нарисованном лесу все примерно одного и того же цвета — мох, стволы деревьев и ветки елей, все — какое-то мягкое и серьёзное, а иногда в лесной чаще мелькает что-то серое и бурое, и зеленое, но зелени очень мало. Если хочешь, сажаешь, например, в лес принцессу. Она всегда в белом и очень маленькая, и у неё длинные золотистые волосы. Её лучше поместить в самом сердце лесной чащи или в золотом сечении. Когда Йон Бауэр умер, принцессы стали современными и любого цвета, какого только захочешь. Они стали просто обыкновенными, пышно разодетыми девочками…»
В Норвегии подобную известность получил художник-иллюстратор Theodor Kittelsen (1857-1914), также работавший с мифологическими сюжетами и оформлением народных сказок Норвегии. К слову, совмещал он свою деятельность с не менее романтизированной должностью смотрителя маяка. Однако само царство леса у Киттельсена отходит на второй план и зачастую служит разве что красивым фоном, в то время как тролли, водяные и всевозможная нежить становятся заглавными персонажами его иллюстраций. И если у Бауэра они при всей своей дикости выглядят вполне добродушно или даже оставляют место для улыбки зрителя, тролли Киттельсена всегда сплошь угрюмы, устрашающи, мрачны и созвучны ледяному мраку.
Вообще взаимоотношения северян с коротким световым днем, затянувшимися сумерками и пронизывающими ветрами безусловно оказывали и впредь будут влиять на содержание, цвета и даже технику местных художников. Постепенно отходя от традиций классической, довольно консервативной иллюстрации начала прошлого века и влияния тихой Ларссоновской идиллии, скандинавы начинают рисовать «грязнее», ироничнее и смелее, при всем том придерживаясь стандартов незамысловатого, легкосчитываемого изображения.
Сильное влияние на переход к северной, привычной ныне форме функционального минимализма также оказал бум в сфере дизайна, охвативший Скандинавию в середине прошлого века, когда промышленные художники-дизайнеры, работающие с простыми формами, стали востребованы не только в создании удобных упаковок молока, но и в той же иллюстрации детских сказок. Одним из ярких и, к сожалению, едва известных в России художников подобного толка стал шведский дизайнер Olle Eksell (1918-2007), автор тиражированного логотипа Ögon Cacao (бренд какао - прим. ред.), созданного в рамках конкурса для компании Mazetti в 1956 году.
Нужно заметить, что на филигранное оформление упаковок, создание комичных афиш, броских и вместе с тем непринужденных иллюстраций Улле сильное влияние оказала учеба в Америке, где в пору его юности формировался наиболее передовой подход к дизайну, повсеместно воспеваемый на первых порах скандинавами. Вернувшийся впоследствие на родину, Улле дорастет до индивидуального признания, публикации череды крайне толковых книг о дизайне, звания профессора, а также крайне приятной коллаборации наследия Экселля с IKEA, выпустившей в прошлом году серию с его иллюстрациями и принтами.
Другой шведский мэтр иллюстрации, графики, коллажа и скульптуры – Jockum Nordström – пожалуй, лучший пример того, каким независимым, самоцельным и уважаемым сделался процесс создания иллюстрации на севере к сегодняшнему дню. Начавший свой творческий путь с работы в центральной шведской газете Dagens Nyheter в конце 90-х, к данному моменту Йокум удостоился череды персональных выставок, иллюстрирования книжек собственного сочинения и поголовного восхищения студентами передового стокгольмского Konstfak’а, откуда художник выпустился в 1988. В целом его влияние на современную местную иллюстрацию неоспоримо, так что не стоит удивляться повсеместному шведскому тренду на непринужденность, доходящую до наивных каракулей и «нордстёмскую» фривольную технику, копируемую там и тут.
С финской стороны такому подходу вторит творчество 29-летнего художника-иллюстратора и блоггера Jaakko Pallasvuo, также работающего в разных техниках, объединенных его самобытностью, хаотичностью, веселостью и вместе с тем типичной финской меланхолией, веющей от всего того, что он создает. Несмотря на то, что сегодняшний Йаакко всерьез увлекся видео и музыкальными экспериментами, очевидно, что его ранние фрагментированные коллажи, уютная беспорядочная графика и скромные, наивные иллюстрации составили ту самую базу нынешнего финского арт-фонда, который широко востребован не столько в маленькой стране сауны и Санты, сколько за ее пределами.
Для несколько инакового примера, демонстрирующего северный талант более доступного и коммерческого толка, уместно будет упомянуть имя крайне любимой инфантильной аудиторией норвежской художницы Esra Røise, работающей в сфере фешн иллюстрации и успевшей отметиться сотрудничеством с такими изданиями, как Vogue, GQ и Vice. Прославленная tumblr-поколением и глянцем Эсра - это всегда реалистичные изображения, выполненные в узнаваемой стилистике, вдохновленные поп-культурой и индустрией моды.
С исландской стороны - чья иллюстрация, пожалуй, как раз-таки минимально тиражирована, но тем более интересна в своей беззвестности – следует выделить народного героя Erró (Guðmundur Guðmundsson), большую часть сюрреалистических и калейдоскопичных работ которого можно воочию лицереть в постоянной экспозиции Музея Искусства Listasafn Reykjavíkur. Примечательно, что провокационные сюжеты, взрывные краски и герои комиксов, составляющие суть работ Erró, и на первый взгляд едва резонирующие с тишайшей, забеленной снегом Исландией, на деле идеально вписываются в Рейкьявик с его разноцветными домиками, пестро разодетыми горожанами и стенами повсеместно украшенными граффити. До сих пор не ясно, кто первым задал подобный радужный тренд в исландской столице, но факт остается фактом, и чуднЫе работы Erró тут крайне любят.
Вдогонку к перечню отдельных, самостоятельно работающих авторов интересно отметить скандинавскую традицию формирования иллюстраторских сообществ или агенств, в которых несколько художников, объединенных схожими идеями, но демонстрирующих разные стили, формируют команду, берущуюся за самые вариативные задачи, поступающие извне. Одним из любимых подобных агенств является финское NAPA, начало которому было положено прекрасной Jenni Rope еще в 1997 году и благодаря чему в последующее время стали известны такие мастера своего дела, как Ilja Karsikas, Kati Rapia, Hanna Konola и прочие.
Какой бы сложно-смешанной и взаимовлияемой ни была современная мировая арт-сцена, большинство скандинавских иллюстраторов действительно и непреложно формирует самобытную, узнаваемую группу. Ее тенденции и техники в свою очередь изначально обусловлены географией, климатом и менталитетом земель, в которых культивируется профессия иллюстратора как такового и осуществляется поддержка визуальных искусств на национальном уровне. При всем том популярное и поверхностное восприятие скандинавов как сплошь минималистов и визуальных скромников довольно ошибочно (чего стоит один упомянутый Erró или, скажем, крайне востребованные в сфере детской иллюстрации сестры Adbåge), равно как и мысль, будто за просточковой на первый взгляд картинкой нет череды продуманных решений и профессионализма. Как говорил в защиту своего дела Улле Экселль, всё это 'bloody serious business’.
Автор статьи: Лиза Лелькова maitomjolk.foliodrop.com