PinkBus в лицах: Mari Anrua

Меня зовут Нина, живу я то в Москве, то под Москвой. Над Москвой жить не приходилось.

Сравнительно недавно меня заарканила редакция журнала «Лавры кино», в которой я артдиректорствую: немного пишу статьи, немного работаю с документами, говорю ртом и прочее, прочее, а ещё я немножечко шью.

Я начала рисовать в глубоком детстве. Первый шедевр назывался "Алень" и, честно признаться, этого «аленя» встретить мне бы не хотелось никогда. И на этой чудесной ноте можно было бы и закончить. Честно, рисовала, как все дети рисуют... Что люблю - то и вывожу. Чаще всего сюжетом моих "полотен" были кошки и... Титаник. Не Ди Каприо, а именно корабль 🤪 Были попытки копирования великих мастеров, в том числе и академический рисунок. Рисовала "фан-арты" на различную тематику, дудлы. Но не особо придавала этому значения.

Мои родители к этому относились со здоровым юмором. И Слава всем Богам! Не отдали меня художку! За это я им благодарна! Иначе я сейчас бы не просто бы не занималась художественной деятельностью, думаю, ноги моей бы в искусстве не было.

Особенно, если вспомнить уроки ИЗО в школе, когда к нам пришла неудовлетворенная жизнью «человек», которая просто начала меня гнобить. То это не так, то другое. Последней каплей стала «неподходящая к ИЗО прическа». Косички не плотные, и поэтому оценка 3-2, и так весь год. При том, что у всего класса 5-4. За меня даже заступались, помню. Вот вспоминаю и сама удивляюсь, как такое могло быть. Да ещё и со мной. Уволили ее потом. Моя классуха постаралась. Так что преподаватели должны быть адекватные, чтобы не отбилось желание рисовать.

Были "близкие", которые всячески пытались мое творчество утопить, но они теперь не состоят со мной в отношениях. Ни в рабочих, ни в дружеских. Сейчас мои "родные люди" всячески поддерживают меня и пинают (недостаточно хорошо) в сторону творчества. К сожалению, за работой, которая, увы, не совсем соприкасается с ним, я многое не успеваю, либо спускаю на тормоза и откладываю в долгий ящик.

По образованию я графический дизайнер. Окончила Московский Художественно-Промышленный Институт. Но «это самое» началось с задания в институте по предмету «спецрисунок».

Нужно было сделать обложку для журнала (я выбрала формат Cosmopolitan) в "n" стиле. Я, недолго думая, взяла свой любимый модерн (арт-нуво - который, как потом "знающие" люди объяснили, прошёл красной нитью по всему моему «личному» творчеству от самого начала). Но вот незадача. Делать обложку с девушкой я не хотела (хоть и люблю Альфонса Муху нежно и с придыханием).  Cosmopolitan и девушка на обложке, пусть и такая воздушная, красивая и витиеватая, - тема довольно избитая.

Я подумала, что нужно немного стилизовать образ. Сделать его абстрактным. Пролистав множество вариантов, я остановилась на портретном натюрморте. И сразу передо мной возник образ с салатными листьями в виде платья. Работу я выполнила акварельными карандашами. Далее последовала подобная серия работ все того же спецрисунка. Потом это как-то забылось, я пробовала себя в других стилях, не таких изящных. «Отзвуки стиля» проскакивали, как и в дипломной работе, так и во множестве других.

Но буквально в позапрошлом году я вернулась к этому самому стилю. 

Мои молескины заполнены карандашными лайнами, многие из которых я потихоньку перевожу в акварель в свободное от работы время. Линии стали намного увереннее. Я научилась вести их и «не шерстить». Пропала «боязнь белого листа» и «нового блокнота». Без проблем могу рисовать на публике  и «по заказу» практически с ходу. Периодически я побеждаю в различных художественных конкурсах, как масштабных, так и камерных. Мои иллюстрации покупают для украшения интерьеров и себя (майки, сумки и пр.) здесь и за рубежом. Очень часто мои работы сравнивают с художником Арчимбольдо.

Как-то одна из моих подписчиц заметила, что я помечаю свои работы тегом ботаника, но, по сути, они ботанической иллюстрацией не являются. Отчасти это так. В своих работах я не гонюсь за реализмом. Мой стиль больше несёт декоративную функцию. И акварелей у меня сейчас не так много. Времени катастрофически не хватает.

Чтобы зарабатывать только на рисовании для принтшопов и стоков, нужно очень много свободного времени и желательно 48 часов в сутках.

И на мою беду, много времени теряется именно на выгрузку работ в магазины. У каждого принтшопа свои "погремушки". Поэтому в моём "столе" накопилось более 200 работ... Многие уже "устарели" по уровню 😅

Самой моей ужасной работой считаю, да так оно и есть, арт по Гарри Поттеру. Эта самая продаваемая моя работа в зарубежных принтшопах.

А люблю я, почему-то, больше всего свою акварель с маком. Она очень чувственная и у неё есть недвусмысленный подтекст. Я человек настроения и меня иногда тянет в «разное». Я художник арт-нувошник. Мои основные материалы - акварель, карандаш и стилус фирмы Wacom.

Какой совет я могу дать начинающему художнику? Как ни банально это звучит - брать и рисовать!

Вот просто взять лист и рисовать! Желательно ручкой, чтобы нельзя было править! Начинать рисовать можно «от точки», кляксы, штриха, а далее, как грифель ляжет! Если процесс «зашёл», конечно, необходимо получить базовые академические знания. Без этого сложно и как-то неправильно. Если будет плохо получаться, всегда можно сказать, что это стиль такой, не так ли?

Расскажу пару институтских баек с налетом занудного и дотошного повествования 😅

Иногда мне казалось, что большинство "странных ситуаций" в моем институте происходили на паре по спецрисунку. Рисую, значит я, с помощью графического планшета персонажа. Некое свое видение персонажа одной книги, по которой сняли сериал. Преподаватель не читал ни книги, ни сериал не смотрел. Но по названию узнал. Так вот, спрашивает: "подглядывали"? Я честно отвечаю «да». В итоге меня обвиняют в срисовывании. Далее - дискуссия, из которой выясняю, что, во-первых, никто не знаком с понятием референсы (5 курс) и, самое важное, что меня ввело в сильное замешательство – то, что хорошие иллюстраторы не подглядывают, а рисуют сами из головы.

Начну с того, что я только начинала"вливаться" в свою профессию. Многое, может, не до конца понимала, но одно я знала точно: большинство коммерческих иллюстраторов используют "натуру" для правильной передачи поз, света и банальных складок на одежде. За неимением оной, чаще всего используют зеркало или фотографии. Так вот, референсы - это некая визуальная библиотека художника, которая помогает увидеть и изучить различные, скажем так, ситуации.

Человек, следующий по пути «не скопируй», может попасть в неприятную ситуацию (зачастую - это именно начинающие художники-иллюстраторы, плохо знающие анатомию). "Не угадав" позу, изломав фигуру, неправильно воспроизвел исторические реалии, наврал со светом и тенью. Я до сих пор наступаю на эти грабли. Опыт мне! Опыт! Конечно, если это не крокозябры, слегка похожие на людей. Или внеземное небывалое чудо-юдо. А также неестественные ландшафты и тени от нескольких солнц. Р’льех с его искаженной геометрией. Тут все в порядке. Рисуй.

Часто мы видим такие художества на обложках книг. Иллюстрации, где персонажи не похожи на свое описание. Это происходит по двум причинам. Первая. Иллюстратор читает, в лучшем случае, пару страниц книги и, "все поняв", рисует, не учитывая внешний вид персонажей и эпоху. Рисуют то, что чаще всего рисуют. Привычные лица и одежда. Позы. И вторая. Он ищет фото по горячим фразам и тупо их срисовывает (например, книга об эльфах: на обложке киноверсия популярного эльфа - полностью скопированная).

В ходе моей учебы меня дважды обвиняли в воровстве (копировании чужой работы). И оба этих раза чужой работой оказывалась мой собственный рисунок. С этих пор я поняла, что в нашем институте превалирует некое копировальное мышление, как в головах у педагогов, так и в головах у студентов.

Большинство художников начинает с копирования. Это зачастую неизбежно. Я не имею в виду "положить лист и обвести", как в детстве. Я имею в виду принцип рисунка на интуитивном уровне, как в первобытные времена - что вижу то и рисую. Копирование того или иного изображения.  Не срисовывания, хотя и этим многие грешили, а именно копирования. С той же натуры. Стараться передать изображение один в один. Это неправильный подход. Необходимо построить форму. Но для того чтобы построить форму, нужно хотя бы понимать, как эта самая форма выглядит.

Например,  если я не знаю, как выглядели костюмы той или иной эпохи, а мне нужно проиллюстрировать персонажа из этой эпохи, тут встает вопрос - а как? Если следовать доктрине "не скопируй", то необходимо придумать этот костюм.  Легче в данной ситуации, если мир выдуманный и футуристичный. Тут еще куда ни шло. А если это Древний Рим? Тут необходима натура в костюме.

Референсы часто заменяют натуру. Особенно на начальном этапе, когда рука не набита тысячами работ и если требуется достоверная передача визуализации. Задача иллюстратора не скопировать фото, а переработать. Представить персонажа в этом костюме, позе, как падает на него свет. И это должна быть не одна фотография, а целый набор фото. Фото пропорций, фото позы, фото костюма, фото ланшафта. Это нужно не для того, чтобы из этого собрать готовую картинку, это нужно для восприятия и визуализации и -- что важно -- для понимания формы и построения.

PinkBus -- это один из лучших принтшопов в России! На вас я как-то в инстаграме наткнулась. Уже потом, когда появился сайт, я все же нашла время зарегистрироваться. Хотя моя знакомая говорила, что вы мошенники и не выплачиваете иллюстраторам и вообще... Но все обошлось! Я с Вами!

Кажется, это одно из самых длинных наших интервью. А еще оно обязательно войдет в золотой фонд рубрики "PinkBus в лицах" 😅 Нина, спасибо огромное за уделенное нам время! Желаем дальнейших творческих успехов и непременного развития.

Профиль Нины на pinkbus.ru: http://www.pinkbus.ru/authors/marianrua

Instagram: https://www.instagram.com/mari_anrua/

Нелли Хасанова