«Леттеринг в иллюстрации» от Евгении Пестовой. Часть 1

Инструменты

Не секрет, что добавлять надписи к иллюстрациям сейчас очевидный тренд. Если вы никогда не изучали шрифты или каллиграфию, то, возможно, вы находитесь в недоумении, с чего начать, какие использовать инструменты, как поставить руку, как соединять штрихи в буквы, буквы в слова, а слова в стильные надписи. Попробуем разобраться! 

Меня зовут Евгения Пестова, я дизайнер и каллиграф, немного иллюстратор и огромный поклонник леттеринга. Специально для PinkBus я буду вести еженедельную колонку о леттеринге в целом и его применении в иллюстрации. В этой серии советов и виртуальных мастер-классов я расскажу вам о своих и чужих приёмах, инструментах, композиции и трендах. Давайте начнём с самого простого: с тем, что вам понадобится для того, чтобы добавить надпись в иллюстрацию — с инструментов!

Инструменты я предпочитаю разделять на две категории: «чем пишут» и «на чём пишут». И если с бумагами у иллюстраторов, я думаю, проблем и вопросов не возникнет, то на кистях, перьях, маркерах и лайнерах стоит остановиться подробнее. Итак, чем же пишут классные надписи? 

1. Перья и ручки

Помните, наши мамы в школе писали, окуная перо в чернильницу? Так вот, эти инструменты не пылятся в музеях и на антресолях, а активно используются каллиграфами. Перья бывают плакатные, остроконечные и плоские. Плакатные перья хороши для создания больших букв на больших листах бумаги (именно поэтому они так называются), поэтому я не буду на них подробно останавливаться. 

Остроконечные перья сложны для новичка, но зато через пару-тройку месяцев регулярной практики можно получить очень красивые результаты. Буквы, написанные остроконечным пером всегда тонкие, изящные, их очень красиво комбинировать с акварелью или использовать для создания приглашений на свадьбу. Остроконечные перья бывают только небольшого размера, ими не сделаешь работу формата А2.

Автор: Laura Hooper, @lhcalligraphy

Плоские перья бывают разных размеров, их можно купить в любом художественном магазине, и именно с них начинают обучение все каллиграфы, потому что они наиболее просты в управлении. Ими создаются шрифты в готическом стиле и итальянский курсив, а так же их современные интерпретации. 

Левая фотография - автор: Покрас Лампас, @pokraslampas                                                                                                   Справа - автор: Юлия Кузнецова, @uliashinobi

Здесь же хочется отметить, что для современной каллиграфии были придуманы отличные перьевые ручки, которые избавляют от необходимости окунать перо в чернильницу каждую минуту (но не от необходимости заниматься и «набивать» руку). Например, вместо плоских перьер можно использовать ручки Pilot «Parallel Pen». Они обладают уникальной конструкцией и, в отличии от обычных ручек с плоским пером, в «параллельках» перо представляет собой две металлические пластины, сложенные вместе, за счёт чего обеспечивается наилучший отток чернил и можно писать как всем срезом пера для получения широкой линии, так и углом пера для тонкой линии. 

Иллюстрация  с сайта etudesite.ru

2. Кисти и ручки-кисти (брашпены) 

Для создания надписей можно использовать ваши любимые кисти, и тут уже для фантазии нет границ: это могут быть изящные декоративные надписи в стиле «острого пера», или экспрессивные, эмоциональные, выходящие за рамки вашего листа, они могут быть написаны вашим почерком или, наоборот, гиперболизированы. 

Автор: Евгения Пестова, @eugeniapestova

Автор: Настя Варламова, @nasty_varlamova

Сразу после прочтения статьи я предлагаю вам взять и попробовать ваши кисти в новом качестве: напишите слово «Весна» вашим почерком, тушью по белой бумаге, а потом выровняйте линии гелевой ручкой или лайнером, поправьте неровности, добавьте деталей, и вот уже готов ваш первый леттеринг. Результатами можно поделиться в комментариях. 

Обучение каллиграфии

А из интересных инструментов предлагаю вам обратить внимание на ручки-кисточки с резервуаром. Для начинающего каллиграфа это настоящий must have. Во-первых, на российском рынке представлено огромное количество моделей на выбор, во-вторых у большинства моделей очень простые механизмы заправки или смены картриджей, ещё ими удобно пользоваться в дороге, на занятиях, то есть вне вашего удобного обустроенного места, так как вам не нужно больше иметь отдельно кисть и отдельно тушечницу. Механизм таких кисточек очень простой: синтетический наконечник-кисточка разных размеров, подающий механизм и резервуар для туши/чернил. Фирмы-производители, доступные в России: Sakura и Pentel, различаются размерами, механизмами подачи, выбором цветов, наличием сменных картриджей и т.д. 

Автор: Евгения Пестова, @eugeniapestova

3. Маркеры и лайнеры 

Маркеры и лайнеры нужны нам как и для рисования отдельных букв, так и для исправления того, что мы написали кистью или пером. Я не верю в идею, что надо всё писать «начисто» с первого раза. В нашем мире уже не вызывает сомнения профессионализм фотографа, который «вытягивает» уровни в Фотошопе, или художника, который переписывает слой за слоем одну и ту же чашку, пока она не будет его устраивать. Так и с каллиграфией и леттерингом, я не вижу ничего страшного в том, чтобы поверх надписи кистью мы исправили неровности линии или дорисовали то, что не удалось написать. Например, вы написали красивое каллиграфическое слово, но где-то чуть не те расстояния между буквами, а где-то линия не туда совсем пошла, тогда делаем вот как: накладываем поверх слова кальку и обрисовываем лайнером вашу надпись, попутно двигая кальку, размещая буквы как нужно. Внутренности заполняем маркером или тушью. Большинство маркеров и лайнеров нельзя перезаполнить чернилами, но в целом цена их не велика и хватает их надолго, поэтому это не слишком большая трата. Для начинающих подойдут несколько лайнеров и маркеров разных толщин. Мой идеальный набор выглядит вот так: маркер 2-3 мм, лайнеры 1, 0,5 и 0,3 мм. Такого набора хватит практически для любых работ. Так же не забываем про гелевые ручки, у них очень большой потенциал, и они могут не растекаясь ложиться практически на любую бумагу.

Автор: Nika Ewan, @nikaewan

4. И последним, довольно очевидным пунктом я напомню вам про простые карандаши. Прежде чем начать писать или рисовать буквы, рекомендую вам разметить любимым удобным карандашом строчки, декоративные элементы, которые хотите добавить, или уточнить форму букв, если вам нужен подробый эскиз.  

Тот, кто дочитал до конца этой статьи и ждал готовых рецептов и конкретных названий фирм и моделей, скорее всего разочарован. Объясню, почему я так мало их дала: во-первых, мы живём с вами в очень большой стране, и то, что я могу купить в магазине по дороге к метро, иллюстратор из Тюмени не сыщет днём с огнём, и наоброт, например, во Владивостоке гораздо больший ассортимент японских ручек по доступным ценам, чем у нас в Москве. Во-вторых, я рассказываю только о том, что точно знаю и пробовала сама, а ведь кроме этого есть ещё масса разных инструментов, которые тоже хороши, но я просто ещё не успела их попробовать, и не советую их именно потому что нет опыта, а не потому что они плохи. 

Я призываю вас к тому, чтобы вы не ограничивались одними Сакурами, Пентелами или Пилотами, потому что прочитали это в статье. Зайдите в магазин и посмотрите, что продаётся у вас, попробуйте. Или взгляните по-новому на ваш имеющийся арсенал, ведь теперь вы знаете, что для чего используется и какого результата от какого инструмента ждать. А это самое главное. До встречи через неделю! И жду ваших комментариев и отзывов :) 

Автор статьи: Евгения Пестова