КАКИЕ БЫВАЮТ ШРИФТЫ
Если вы учились на графиков, скорее всего, вы помните основы. Если нет — я рада с вами ими поделиться! Важно отметить, что «в настоящее время общепринятая классификация шрифтов отсутствует, любая схема отражает личное мнение ее составителей». (Компания «Паратайп», paratype.ru). Поэтому нижепривёдённая классификация — это не подробная профессиональная классификация, а скорее шпаргалка для тех, кому надо вспомнить или просто полезно иметь под рукой небольшую справку.
Напоминаю, что я всегда открыта к диалогу, и вы в любой момент можете мне написать вопросы по каллиграфии и леттерингу, которые вас волнуют.
Итак, какие бывают шрифты? Одна из возможных классификаций разделяет шрифты по стилистическому признаку на 4 группы: антиквы, гротески, декоративные и акцидентные, а также рукописные и каллиграфические шрифты. Рассмотрим чуть ближе каждую из них.
1) Антиквенные шрифты
Антиквенные шрифты (или антиквы) — это шрифты с засечками. Они могут быть контрастными или одноширинными, прямыми или курсивными, с исторической формой знака или современной. Главный отличительный элемент — засечка — может быть брусковой, треугольной, тонкой, толстой, скруглённой, острой, в общем, практически любой. Засечка всегда зависит от исторического контекста или от фантазии автора современного шрифта. Более подробно о группе антикв и их истории можно почитать в статье на Википедии (ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%E8%EA%E2%E0). В рамках прикладной классификации («шпаргалки») можно не обращаться к истории, но для более глубокого изучения шрифтов я рекомендую ознакомиться с антиквами более подробно.
2) Гротески
Гротески, или как их ещё называют, рубленые шрифты, это собственно шрифты без засечек. Вначале их использовали исключительно для акциденции, но в XX веке стали использоваться для набора больших масс текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. Иногда к гротескам относят также так называемую ленточную антикву — умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы. Сейчас гротески повсеместно используются в дизайне: сайтов, интерфейсов, рекламе, в журналах и т.д.
3) Декоративные и акцидентные шрифты
К этой группе относятся шрифты специально предназначенные для акцидентного набора (то есть для выделения, например, заголовков или важных элементов), использующиеся в декоративных целях, или имитирующие определенный исторический стиль (например, модерн и т.д.). Форма знака может быть изменена в целях создания определённого настроения. К этой группе относятся так же шрифты, имитирующие набор на печатной машинке, любые экспериментральные шрифты, или декоративные версии антикв или гротесков. В шрифтах этой группы вы можете найти самые яркие и смелые идеи, вдохновиться на создание чего-то своего!
4) Рукописные и каллиграфические шрифты
Из названия этой группы следует, что к ней относятся шрифты на основе почерков (например, Пушкина) или имитирующие по рисунку каллиграфический стиль. Некоторые классификации относят к этой группе и готические шрифты. Рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква связывается с соседней) и несвязные (буква стоит отдельно). По функции рукописные шрифты, конечно же, используются для акциденции, и ими не рекомендуется набирать (или рисовать) большие массы текста.
На примере рассмотренной классификации я предлагаю рисовать ваши собственные версии этих шрифтов. Например, вы можете комбинировать антиквенные засечки с надписью, сделанной вашим собственным почерком. Здесь я написала Hello Spring маркером Edding толщиной 3 мм, а поверх нарисовала засечки-кирпичики на кончиках линий. Надпись была обработана на компьютере — об этом мы подробнее поговорим в одной из следующих статей.
Также можно сделать красивый вытянутый гротеск и дополнить его свошами. Эта работа сделана Юрием Гордоном из его шрифта Бон Валет на компьютере, но вы можете повторить тоже самое и руками.
Ещё идея: возьмите любимый наборный шрифт (то есть тот, который установлен на вашем компьютере), напечатайте его контур на хорошей бумаге, а потом раскрасьте, как вам вздумается! На самом деле это очень полезное упражнение: когда вы руками будете обводить наборный шрифт, анализируйте толщину штриха, контраст, форму, расположение засечек и т. д. И потом, это отличная медитация — вспомните, как в детстве нас всех увлекали раскраски! :)
А теперь пара слов о сочетаемости. Все мы слышали, что плох тот дизайнер, который в макете сочетает более двух-трёх шрифтов. Но в современном леттеринге, к счастью, таких правил нет. Посмотрите, как смело и бойко Nika Ewan сочетает казалось бы несочетаемое: антикву с гротеском, приправляет рукописным и щепоткой декоративных элементов.
И ещё один пример: здесь автор взял два объёмных гротеска, два небольших аккуратных неконтрастных гротеска, и два рукописных шрифта с очень эмоциональными свошами. Два, два и два, при этом каждый шрифт на своей строчке. Можете взять на заметку такой способ сочетания.
Желаю вам больше смотреть хороших, вдохновляющих примеров, не бояться экспериментировать, анализировать работы коллег, подмечать детали, которые они используют, и не бояться переносить их в свои работы. А в следующий раз поговорим о композиции надписи в листе и о настроении, которое должен передавать ваш леттеринг.
Хорошей вам практики!