«Леттеринг в иллюстрации» от Евгении Пестовой. Часть 3.

КАКИЕ БЫВАЮТ ШРИФТЫ

Если вы учились на графиков, скорее всего, вы помните основы. Если нет — я рада с вами ими поделиться! Важно отметить, что «в настоящее время общепринятая классификация шрифтов отсутствует, любая схема отражает личное мнение ее составителей». (Компания «Паратайп», paratype.ru). Поэтому нижепривёдённая классификация — это не подробная профессиональная классификация, а скорее шпаргалка для тех, кому надо вспомнить или просто полезно иметь под рукой небольшую справку.

Напоминаю, что я всегда открыта к диалогу, и вы в любой момент можете мне написать вопросы по каллиграфии и леттерингу, которые вас волнуют.

Итак, какие бывают шрифты? Одна из возможных классификаций разделяет шрифты по стилистическому признаку на 4 группы: антиквы, гротески, декоративные и акцидентные, а также рукописные и каллиграфические шрифты. Рассмотрим чуть ближе каждую из них.

1)    Антиквенные шрифты 

Антиквенные шрифты (или антиквы) — это шрифты с засечками. Они могут быть контрастными или одноширинными, прямыми или курсивными, с исторической формой знака или современной. Главный отличительный элемент — засечка — может быть брусковой, треугольной, тонкой, толстой, скруглённой, острой, в общем, практически любой. Засечка всегда зависит от исторического контекста или от фантазии автора современного шрифта. Более подробно о группе антикв и их истории можно почитать в статье на Википедии (ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%E8%EA%E2%E0). В рамках прикладной классификации («шпаргалки») можно не обращаться к истории, но для более глубокого изучения шрифтов я рекомендую ознакомиться с антиквами более подробно.

2)    Гротески  

Гротески, или как их ещё называют, рубленые шрифты, это собственно шрифты без засечек. Вначале их использовали исключительно для акциденции, но в XX веке стали использоваться для набора больших масс текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. Иногда к гротескам относят также так называемую ленточную антикву — умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы. Сейчас гротески повсеместно используются в дизайне: сайтов, интерфейсов, рекламе, в журналах и т.д.

3)    Декоративные и акцидентные шрифты 

К этой группе относятся шрифты специально предназначенные для акцидентного набора (то есть для выделения, например, заголовков или важных элементов), использующиеся в декоративных целях, или имитирующие определенный исторический стиль (например, модерн и т.д.). Форма знака может быть изменена в целях создания определённого настроения. К этой группе относятся так же шрифты, имитирующие набор на печатной машинке, любые экспериментральные шрифты, или декоративные версии антикв или гротесков. В шрифтах этой группы вы можете найти самые яркие и смелые идеи, вдохновиться на создание чего-то своего! 

4)    Рукописные и каллиграфические шрифты

Из названия этой группы следует, что к ней относятся шрифты на основе почерков (например, Пушкина) или имитирующие по рисунку каллиграфический стиль. Некоторые классификации относят к этой группе и готические шрифты. Рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква связывается с соседней) и несвязные (буква стоит отдельно). По функции рукописные шрифты, конечно же, используются для акциденции, и ими не рекомендуется набирать (или рисовать) большие массы текста.

На примере рассмотренной классификации я предлагаю рисовать ваши собственные версии этих шрифтов. Например, вы можете комбинировать антиквенные засечки с надписью, сделанной вашим собственным почерком. Здесь я написала Hello Spring маркером Edding толщиной 3 мм, а поверх нарисовала засечки-кирпичики на кончиках линий. Надпись была обработана на компьютере — об этом мы подробнее поговорим в одной из следующих статей.

Автор: Евгения Пестова, @eugeniapestova

Также можно сделать красивый вытянутый гротеск и дополнить его свошами. Эта работа сделана Юрием Гордоном из его шрифта Бон Валет на компьютере, но вы можете повторить тоже самое и руками. 

Шрифт Бон Валет, Автор: Юрий Гордон, yurigordon.com

Ещё идея: возьмите любимый наборный шрифт (то есть тот, который установлен на вашем компьютере), напечатайте его контур на хорошей бумаге, а потом раскрасьте, как вам вздумается! На самом деле это очень полезное упражнение: когда вы руками будете обводить наборный шрифт, анализируйте толщину штриха, контраст, форму, расположение засечек и т. д. И потом, это отличная медитация — вспомните, как в детстве нас всех увлекали раскраски! :) 

А теперь пара слов о сочетаемости. Все мы слышали, что плох тот дизайнер, который в макете сочетает более двух-трёх шрифтов. Но в современном леттеринге, к счастью, таких правил нет. Посмотрите, как смело и бойко Nika Ewan сочетает казалось бы несочетаемое: антикву с гротеском, приправляет рукописным и щепоткой декоративных элементов. 

Автор: Nika Ewan, @nikaewan

И ещё один пример: здесь автор взял два объёмных гротеска, два небольших аккуратных неконтрастных гротеска, и два рукописных шрифта с очень эмоциональными свошами. Два, два и два, при этом каждый шрифт на своей строчке. Можете взять на заметку такой способ сочетания.

Автор: @aysaptr

 

Желаю вам больше смотреть хороших, вдохновляющих примеров, не бояться экспериментировать, анализировать работы коллег, подмечать детали, которые они используют, и не бояться переносить их в свои работы. А в следующий раз поговорим о композиции надписи в листе и о настроении, которое должен передавать ваш леттеринг.

Хорошей вам практики! 

Евгения Пестова